неСвободный графический дизайн

Сегодня существует достаточно много ресурсов, где можно приобрести хорошие дизайнерские работы. Готовые векторные изображения, иконки, фото, презентации, рисунки. Все это добро можно легко использовать для своего сайта, мобильного приложения, любого другого продукта или для поиска творческого вдохновения.

Но … Приобретая контент на соответствующих ресурсах, пользователи не становятся полноценными собственниками, в разрезе авторского права. Даже если купили какую-то gold подписку.

Для примера рассмотрим сайты Freepik, Flaticon (принадлежат одной компании) и лицензионные условия на использование их материалов.

Freepik и Flaticon предлагают приобрести контент на основании free или premium лицензии.

Приведенные лицензии позволяют использовать контент для коммерческих и личных проектов в цифровой, печатной форме неограниченное число раз в любой точке мира, вносить модификации и создавать производные работы.

Однако, при использовании free лицензии необходимо включить строку атрибуции «Разработан Freepik» на продуктах, которые вы хотите продавать, и ссылки на www.freepik.com. Аналогичная история с Flaticon.

Условия лицензий дополнительно устанавливают ограничения при использовании контента в коммерческих целях. Например, если приобретенное изображение является основным элементом дизайна продукции.

В таком случае, необходимо включить творческий потенциал и добавить собственных дизайнерских решений в избранное изображение.

На первый взгляд, может возникнуть воображение, что если дают добро на коммерцию, то возникают и все авторские права на приобретенный контент и его производные варианты. Якобы оно так и есть, но здесь надо обращать подробное внимание на политику пользователя сайтов и их лицензионные условия.

Ознакомившись с условия пользователя (что делают настоящие извращенцы или юристы по заданию), видим важные ограничения, в отношении прав интеллектуальной собственности на приобретенный контент. Запрещается передавать, отчуждать, лицензировать права на использованные работы и их производные варианты. Нельзя регистрировать авторские права на использованный контент и регистрировать как торговую марку.

Создавая производные работы с приобретенных изображений, у автора переработки возникают авторские права, но с учетом лицензионных ограничений, он не может в полной мере ими распоряжаться. Несколько похожая ситуация с лицензиями на открытое программное обеспечение, но это уже другая тема для обсуждения.

Из практики договоров на создание графического дизайна, разработки приложений, сайтов обязательным разделом является право интеллектуальной собственности. Туда же летит пункт о передаче всех прав от исполнителя – заказчику.

Правомерна ли передача прав интеллектуальной собственности от исполнителя, если для создания дизайна он использовал контент с Freepik, Flaticon? С учетом лицензионных условий, получается, что нет.

Поэтому, обращайте внимание на индивидуальность создания ваших заказов и следуйте «гигиене» прав интеллектуальной собственности в проектах.

Автор: Виктор Ступак, адвокат компании Legal Partner.