В Украине хотят идентифицировать интернет-продавцов

Министерство экономики разработало новый проект закона «О защите прав потребителей», вводящий механизмы по регулированию интернет-коммерции.

Об этом рассказал младший юрист ЮК «Legal partner» Владислав Дрозюк.

Во-первых, данный законопроект в отличие от действующего закона определяет четкий перечень сфер, на которые не распространяется действие ОО «О защите прав потребителей», а именно:

1) перехода права собственности на объекты, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в гражданском обороте в соответствии с законодательством;

2) сделку, которая подлежит нотариальному удостоверению и/или государственной регистрации в соответствии с законодательством;

3) сделку, касающуюся игорного бизнеса, в том числе пари, тотализаторы и другие азартные игры, или проведение лотерей;

4) предоставление медицинских и/или социальных услуг;

5) предоставление административных услуг;

6) строительство новых зданий, значительное переоборудование существующих зданий и аренда жилых помещений;

7) реализации имущества, на которое обращено взыскание.

Во-вторых, данный проект Закона отдельно регулирует отношения между потребителями и маркетплейсами, что в действующем законе вообще отсутствует.

Устанавливает права и обязанности потребителей в электронной торговле, перечень информации о продукции и субъекте хозяйствования, которую он должен предоставлять при осуществлении электронной торговли и ответственность за отсутствие такой информации, кроме того, ответственность предприятия, предоставляющего услуги торгового электронного площадки (маркетплейса) для размещения товаров для продажи других субъектов хозяйствования. Также определяет, какие методы торговли нечестны и запрещает их использование.

Из интересных положений:

— предприятие должно доставить товар потребителю в срок не позднее чем через тридцать дней с момента заключения договора (в случае если срок доставки в договоре прямо не определен);

— в случае невозможности доставить товар, предприятие обязано сообщить об этом потребителю до заключения договора купли-продажи;

– запрещается предложение к продаже продукции по специальной цене, если в продаже такая продукция отсутствует или продавец отказывается принять заказ на данную ​​продукцию или доставить ее в разумный срок;

— запрещается недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества продукции или о продаже продукции в течение ограниченного срока, что побуждает потребителей к принятию быстрого решения и лишает их достаточного периода времени для принятия сознательного решения

— потребитель имеет право на беспрепятственное и бесплатное посещение санитарного узла при его наличии в местах общего пользования в стационарных торговых помещениях предприятия.

— Информация о продукции доводится до сведения потребителей в четкой, легкодоступной и понятной форме, в цвете, шрифте и размере, не усложняющих восприятие информации (то есть,  использование «микроскопических» шрифтов не допускается).

 В-третьих, законопроект ограничивает возможность маркетплейсов использовать термины «акция», «скидка» и «распродажа»

Так, в соответствии со статьей 11 Законопроекта употребление понятий «скидка», «уменьшенная цена», «выгода», «низкая цена», «акция» или любых других, аналогичных по значению понятий, разрешается только с соблюдением следующих условий:

1) если они применяются к продукции, непосредственно реализуемой предприятием;

2) если они применяются в течение определенного и ограниченного периода времени;

3) если цена продукции ниже ее обычной цены продажи.

Употребление понятия «распродажа» или любых других, аналогичных ему понятий, разрешается только с соблюдением следующих условий:

1) если происходит распродажа всей продукции в пределах определенного места или четко определенной группы продукции;

2) если продолжительность распродажи ограничена во времени;

3) если цена продукции, подлежащей распродаже, меньше ее обычной цены продажи.

Также определен четкий перечень информации, которую должен получить потребитель о товаре:

1) название продукции, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, под которым она реализуется;

2) данные об основных потребительских свойствах товара;

3) количество продукции;

4) сведения о содержании вредных для здоровья веществ в случае наличия;

5) цену продукции или способ ее расчета;

6) любые особые условия хранения и/или условия использования, а также возможные негативные последствия потребления (использования), если это определено изготовителем или установлено нормативно правовыми актами;

7) сведения о гарантийных обязательствах предприятия и коммерческой гарантии, в случае ее предоставления;

8) наименование, номер контактного телефона и местонахождение производителя (исполнителя), а также наименование, номер контактного телефона и местонахождение предприятия, ответственного за принятие и рассмотрение требований о выполнении гарантийных обязательств и/или коммерческой гарантии или других жалоб потребителей, если он не является изготовителем (исполнителем);

9) дату изготовления и срок годности (службы). Если использование товара сверх установленного срока может представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей природной среды или может нанести вред имуществу потребителя, указываются сведения о необходимых действиях потребителя по истечении такого срока, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий. Срок годности (службы) может не указываться, если он неограничен.

Подводя итог, могу утверждать, что данный законопроект актуален и в какой-то мере необходим, так как четко регулирует сферу электронной торговли и расширяет права потребителей, а также гарантии для покупателя при покупке товаров и услуг в интернет магазинах. Кроме того, законопроект жестко ограничивает продавцов в использовании различных нечестных и откровенно манипулятивных способов продажи товара.