Info@stylemixthemes.com
+1 00 974 4012 0320

Защита авторского права, как по нотам! МУЗА VS ФЕМИДА

Юридические Услуги Одесса. Адвокат Одесса. Авторское Право > Новости > Защита авторского права, как по нотам! МУЗА VS ФЕМИДА

Защита авторского права, как по нотам! МУЗА VS ФЕМИДА

Posted by: admin
Category: Защита интеллектуальной собственности, Новости, Статьи

1. Авторские права на текст песни

Представим, что, проснувшись утром вас посетила муза и в голове сами собой сложились строчки песни, что очевидно потянут на звание хита! Вы тут же записываете их в заметки, напеваете на диктофон, печатаете на ноутбуке или другим образом фиксируете на материальном носителе. Поздравляю! С этого момента – вы автор песни, обладаете множеством прав, как имущественными: исключительное право на использование песни и запрет такого использования, так и неимущественными: право признаваться автором, право на имя, право на защиту репутации. (ст.ст. 11,14,15 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»).
Регистрация таких прав не является обязательной, работает презумпция авторства (Ф.И.О.+ год публикации + 🄫 (знак охраны авторского права), но для официального документального подтверждения и для дальнейшей защиты – рекомендуем и даже настаиваем на такой регистрации, несложную процедуру в Украине проводит Минэкономики в течении 3-4 месяцев.

2. Авторские права на музыку

Текст песни готов, как быть с музыкой?
Среди самых распространенных вариантов создания музыки для песни, можем выделить следующие:

1)Когда автор текста песни одновременно является и автором музыки – здесь все имущественные и неимущественные права принадлежат одному человеку. Остается закрепить эти права за собой надлежащим образом, и вы полноценный правообладатель!

2)Заказываем написание музыки у композитора/саунд-продюсера – в этом случае у композитора возникают самостоятельные права на музыку и зарегистрировать заказчика музыки как автора музыки – не получится, так как нарушаются права композитора.
Выходом в данной ситуации является составление договора о передаче (отчуждении) имущественных прав на музыку или же составление договора авторского заказа, до того, как вам написали музыку, в таком договоре прописываете, что должно быть создано композитором и условие, что все имущественные права после написания музыки перейдут вам.

3)Написание музыки совместно с другим автором/композитором – такой вариант предусматривает, что вы будете соавторами музыки и права между вами должны быть оформлены договором, в котором необходимо прописать все детали дальнейшего использования и права соавторов (ст. 13 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах).
Вознаграждение за использование музыки будут принадлежать соавторам в равных долях, если в договоре вы не предусмотрели другое.

Если вы композитор, саунд-продюсер или звукорежиссёр, создаете музыку на заказ, то также заключайте договора со своими заказчиками. В таком договоре вы можете и не передавать все права заказчику, а лишь выдать лицензию на использование, в этом случае за вами тоже остается право на использование вашей композиции.
Интересную особенность имеет выплата вознаграждения за музыку, созданную для аудиовизуальных произведений (фильмов, сериалов и т.д.), в ст. 17 Закона Украины «Об авторском праве…» предусмотрено, что автор музыки (что была создана для аудиовизуального произведения) сохраняет за собой право на справедливое вознаграждение за каждое следующее использование, опубликование произведения.

3. Пора заглянуть с нашим хитом на студию звукозаписи, где поговорим о правах на фонограмму!

Права на фонограмму – это такая категория как смежные права (права исполнителей, производителей фонограмм, права организаций эфирного и кабельного вещания), она необходима если вы планируете использовать песню на радио, телевидение и в любых других случаях, где не будете петь вживую).

Как же получить эти права на фонограмму?

Как правило, вы приходите на студию/к звукорежиссеру, платите за аренду студии, записываете классную фонограмму, но помните, что вы заплатили только за работу и аренду студии, а не за права на фонограмму.
И в таком случае звукорежиссер может воспользоваться этим нюансом записав другому артисту максимально схожую с вашей фонограмму, что точно не играет в вашу пользу.
При записи фонограммы вы обязаны заключить письменный договор о передаче/получении прав со своим звукорежиссером, в котором укажите: срок, территорию, стоимость, права и обязанности сторон, касательно чего заключен договор (в нашем случае фонограмма) и детально пропишите работу звукорежиссера. Рекомендуем составить такой договор до похода на студию звукозаписи и приходить уже подготовленным!
Если такой договор вы не подписывали, но решили идти продвигать свою песню на радио/телевидение, распространить песню в itunes/play music и других сервисах, то там будут требовать у вас подтверждение прав на фонограмму, запрашивать информацию у вашего звукорежиссера.
Если до этого момента все необходимые процедуры вы соблюдали, а необходимые договоры подписывали, то теперь смело можете зарабатывать на своем творчестве.

Исполнитель – не автор, но права имеет!

Затронем еще одну категорию не менее важных прав – прав исполнителя.
Часто при той же записи фонограммы участие принимают и другие лица, в качестве исполнителей могут участвовать вокалисты, бэк-вокалисты, музыканты и т.д. и да, у них тоже есть свои, хоть и смежные, но права!

Если подробнее, то исполнитель имеет неимущественные права на:
-признание его исполнителем;
-требовать, чтобы его имя/псевдоним указывалось при каждом исполнении, записи, опубликовании:
– защиту чести и репутации его как исполнителя.
А среди имущественных ему принадлежат право запрещать или разрешать:
– ведение прямых эфиров его исполнения;
– запись исполнения в фонограмме;
– распространение фонограмм с его участием;
– коммерческий прокат.

С исполнителем также нужно заключать письменный договор и обязательно указать срок, территорию, стоимость, права и обязанности сторон.

Теперь предлагаю рассмотреть варианты использования вашей песни третьими лицами…да-да, это распространенные случаи….

На самом деле, использование песен и других произведений возможно только в случае получения разрешения от автора либо тогда, когда закончился срок правовой охраны произведения, согласно ст.ст. 28, 30 ЗУ «Об авторском праве…», это 70 лет после смерти автора, в случае соавторства – 70 лет после смерти последнего соавтора.

Изменение произведений! На что имеют право авторы аранжировок, ремиксов, каверов…

Предположим, что ваша песня уже популярна на просторах интернета, любой желающий может ее прослушать и решает сделать…….к примеру – аранжировку или ремикс, что чаще всего наблюдаем.
В юридическом понимании – это производное произведение. Оно является творческой переработкой другого уже существующего произведения без нанесения вреда его охране, к примеру: аннотация, адаптация, аранжировка, другая переработка произведения, или его творческий перевод на другой язык.
Создавая ремикс на песню – мы получаем уже новое произведение, даже учитывая, что это переработка. Соответственно появляются имущественные и неимущественные права на этот ремикс, но уже у нового автора!
Создание другим автором ремикса на вашу песню, не прекращает и не ограничивает ваши права на оригинал песни, т.е. такие два произведения могут существовать одновременно. Но это законно только лишь в том случае, если перед созданием ремикса было получено соответствующее разрешение у автора песни(правообладателя).
Такое разрешение (лицензионный договор) обязательно должно быть письменным с указанием сроков, территории и на каких условиях автор песни разрешает использовать ремикс, и только после получения такого разрешения, можно начинать переработку песни (создавать ремикс).

Вы все правильно прочли…Именно начинать!! То, что песня до этого момента была в свободном бесплатном или платном доступе – еще не дает права на ее переработку.

Зачастую, первичный автор песни может дать вам разрешение на переработку, но в дальнейшем использовать и зарабатывать на новом произведении(ремиксе) может и запретить, тогда у вас остаются права быть указанным как автор такого ремикса.
Но есть и позитивная сторона, когда автор песни не запрещает вам использовать и распоряжаться созданным ремиксом, тогда вы будете полноценным правообладателем/автором этого ремикса, можете размещать его на площадках интернета и простыми словами – монетизировать. И помните, что письменное разрешение (лицензионный договор) обязательно! (его у вас могут потребовать для распространения и опубликования). Не полагайтесь только на порядочность контрагента, проконсультируйтесь с юристом/адвокатом. Ведь договор – это не только права, но и обязанности. Правильно составленный договор откроет вам новые горизонты для творчества и сможет защитить его. А не правильный – перечеркнет ваши усилия, время и даже может привести к большим финансовым потерям.

К слову о финансах, первичный автор песни может предоставить разрешение на переработку, но с условием выплаты ему роялти (вознаграждение за авторские права), это может быть, как единоразовый платеж, так и периодические выплаты за, к примеру, за каждое публичное использование!
Все условия оплаты также должны быть прописаны в разрешении (лицензионном договоре) с автором. Но многие правообладатели на бесплатных условиях предоставляют вам такое разрешение с целью популяризировать свое произведение.
Вышеуказанная процедура применяется для всех видов изменений/переработки произведений: аранжировок, ремиксов, диджей-сэтов, каверов и т.д.

Также, Высший хозяйственный суд Украины от 10.11.2015 по делу 910/19751/14 в своем постановлении подытожил:
«Созданные в результате переработки производные произведения – являются отдельным объектом авторского права, а следовательно и объектом правовой охраны. Любая переработка произведения может иметь место только на основании договора с автором. Произведение определяется производным независимо от степени изменений – и в случае полной переработки, и при совершенно незначительных изменениях.»

Итак, для того, чтобы защитить свое производное произведение от незаконных посягательств других лиц и получить документ, подтверждающий авторство и время создания произведения, рекомендуем реализовать следующую процедуру:
• подписать лицензионный договор с правообладателем,
• зарегистрировать авторское право на производное произведение.
Кроме того, если говорить о регистрации производного авторского права, в состав которого входит много композиций, то есть несколько вариантов: регистрация авторского права на производное произведение, на каждую отдельную композицию, или регистрация авторского права на весь музыкальный альбом с аранжировкой. Все варианты имеют свои преимущества и недостатки. Для каждого конкретного случая рекомендуется подобрать индивидуальный вариант защиты.

Что делать если не нашли правообладателя?

К сожалению, на практике бывает сложно определить лицо, которому принадлежит авторские права на песню. Поэтому сбором роялти за использование песен занимаются также отдельные организации – коллективные организации управления авторскими правами. В их распоряжении часто пребывают тысячные каталоги различных песен. Можно обратиться в одну из таких организаций и купить права на использование – «очистить права», путем подписания договора. Помните, если вы не можете найти правообладателя, это не дает вам автоматическое право использовать произведение. В таком случае, обратитесь за консультацией к специалисту либо в организацию коллективного управления авторскими правами.

Ответственность

Но что же ждет нарушителя, который, к примеру, скачал песню в интернете, сделал на нее аранжировку/ремикс/кавер, выложил где-нибудь на своем YouTube-канале и начал зарабатывать на этом, не учитывая, какая ответственность может наступить?!

1) Основным инструментом привлечения к ответственности таких интернет-нарушителей является страйк на YouTube-канал, блокировка канала, блокировка контента, блокировка веб-сайта.
Для этого при запросе на блокировку правообладатель подтверждает свои авторские права (сканом свидетельства, договора) и сайт/канал блокируют.
2) Также нарушителю может прийти претензия с требованиями от правообладателя, как с условием выплаты компенсации, так и в виде простого предупреждения для прекращения нарушения /удаления контента.
3) Из более радикальных мер можем выделить – подачу исков в суд и взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Такие иски предъявляются правообладателями достаточно часто, а в большинстве случаев в суды обращаются уже нами упомянутые Организации коллективного управления авторскими правами, так как зачастую получили такое право от правообладателя произведения.
4) Высшая мера ответственности может наступить в случае если нарушитель нанес ущерб правообладателю в значительном размере, а это, согласно ст. 176 Уголовного кодекса Украины – начиная от 21 020 грн., размер ущерба правообладатель скорее всего будет рассчитывать из стоимости своего лицензионного договора.
За такое нарушение наступает уголовная ответственность в виде: штрафа, исправительных работ или даже лишения свободы.

Подводя итоги можно заметить, что на музыкальном рынке все имеют права, кто-то авторские, а кто-то смежные, и в наше время защита этих прав набирает обороты! Поэтому – не поддавайте риску и не пускайте на самотек свои труды, а наоборот зарабатывайте на своем творчестве!

И помните золотое правило: «Пользуйтесь произведениями других авторов так – как бы вы хотели чтобы пользовались вашими! (а значит законно и с разрешения!)
Творите! Пускай Вас никогда не покидает муза…….и чувство ответственности за свои права!

Александр Рябец, адвокат, управляющий партнер «Legal Partner»
Евгения Матюшенко, юрист «Legal Partner»

Author: admin

Добавить комментарий