Info@stylemixthemes.com
+1 00 974 4012 0320

Порядок проведения документальной внеплановой проверки органами государственной налоговой службы

Posted by: admin
Category: Статьи

Налоговый кодекс Украины устанавливает, что органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Документальной проверкой считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НК Украины налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами)

и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и повязкам связанные с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, а также полученных в установленном законодательством порядке органом государственной налоговой службы документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков.

 

Документальная внеплановая проверка осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1. по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательное Обязательно письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;

2. налогоплательщиком не представлены в установленный законом срок налоговую декларацию или расчеты, если их представление предусмотрено законом;

3. налогоплательщиком представлен орган государственной налоговой службы уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который проверялся органом государственной налоговой службы;

4. выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;

5. налогоплательщиком представлено в установленном порядке органа государственной налоговой службы возражения к акту проверки или жалобу на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмена принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, когда налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования;

6. начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика;

7. плательщиком подана декларация, в которой заявлено к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V НКУ, и / или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривен ( документальная внеплановая проверка по основаниям, определенным в настоящем подпункте, проводится исключительно по законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и / или отрицательного значения налога на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривен);

8. относительно налогоплательщик подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким налогоплательщиком объяснений и документального подтверждения на письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня его получения;

9. получено постановление суда (постановление суда) о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам, находящимся в их производстве;

10. органом государственной налоговой службы высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц органа государственной налоговой службы низшего уровня осуществлена проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом низшего уровня, и выявлено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки вопросов, которые должны быть выяснены в ходе проверки для вынесения объективного заключения относительно соблюдения налогоплательщиком требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы (решение о проведении документальной внеплановой проверки в этом случае принимается органом государственной налоговой службы высшего уровня лишь в том случае, если в отношении должностных лиц органа государственной налоговой службы низшего уровня, которые проводили документальную проверку указанного налогоплательщика, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело);

11. в случае получения информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе вследствие незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами по закону, а также осуществление лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали основанием для проведения такой проверки.

Данный перечень оснований является исчерпывающим. Документальная внеплановая проверка не может проводиться при отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных оснований, кроме случаев обращения лично налогоплательщика, или проверки, проводимые в рамках возбужденного уголовного дела.

О проведении документальной внеплановой проверки руководитель органа государственной налоговой службы принимает решение, которое оформляется приказом.

Право на проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручено под расписку копию приказа о проведении документальной внеплановой проверки.

Допуск должностных лиц органов налоговой службы к проведению документальной внеплановой выездной проверки осуществляется при предъявлении следующих документов:

— копии приказа о проведении проверки;

— служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Начало документальной внеплановой проверки связан с моментом вручения под расписку налогоплательщику копии приказа о проведении соответствующей проверки.

Налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам органов государственной налоговой службы в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки (ст.85.2 НКУ).

При этом крупный налогоплательщик обязан также предоставить в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются им в электронной форме), не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной плановой, внеплановой проверки, документальной невыездной проверки.

Запрещается истребование документов от налогоплательщика любыми должностными (служебными) лицами органов государственной налоговой службы в случаях, не предусмотренных НКУ (ст.85.1 НКУ).

Документы, содержащие коммерческую тайну или являющихся конфиденциальными, передаются отдельно с указанием должностного (служебного) лица, которые получила. Передача таких документов для их осмотра, изучения и их возвращение оформляются актом в произвольной форме, который подписывают должностное (служебное) лицо органа государственной налоговой службы и налогоплательщик (его представитель).

При проведении проверок должностные лица органа государственной налоговой службы имеют право получать у налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей ), нарушение требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

Запрещается изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей предоставить копии документов должностному (служебной) лицу органа государственной налоговой службы такое лицо составляет акт в произвольной форме, удостоверяющий факт отказа, с указанием должности, фамилии, имени, отчества налогоплательщика (его законного представителя ) и перечня документов, которые ему предложено подать. Указанный акт подписывается должностным (служебным) лицом органа государственной налоговой службы и налогоплательщиком или его законным представителем. В случае отказа налогоплательщика или его законного представителя от подписания указанного акта в нем совершается соответствующая запись.

Получение копий документов оформляется описанием. Копия описи, составленного должностными (служебными) лицами органа государственной налоговой службы, вручается под расписку налогоплательщику или его законному представителю. Если налогоплательщик или его законный представитель отказывается от засвидетельствования описания или от подписи о получении копии описи, то должностные (служебные) лица органа государственной налоговой службы, которые получают копии, делают отметку об отказе от подписи.

Должностное (служебное) лицо органа государственной налоговой службы, которая проводит проверку, в случаях, предусмотренных НКУ, имеет право получать от налогоплательщика или его законных представителей копии документов, относящихся к предмету проверки. Такие копии должны быть заверены подписью налогоплательщика или его должностного лица и печатью (при наличии).

В случае если до начала или во время проведения проверки оригиналы первичных документов, учетных и других регистров, финансовой и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выполнение требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы , были изъяты правоохранительными и другими органами, указанные органы обязаны предоставить для проведения проверки контролирующему органу копии указанных документов или обеспечить доступ к проверке таких документов. В таком случае сроки проведения такой проверки, в том числе начатой, переносятся до даты получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним.

Такие копии, заверенные печатью и подписями должностных (служебных) лиц правоохранительных и других органов, которым было осуществлено изъятие оригиналов документов, или которым был обеспечен доступ к проверке изъятых документов, должны быть предоставлены в течение трех рабочих дней со дня получения письменного запроса контролирующего органа.

Продолжительность документальной внеплановой проверки не должна превышать 15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, относительно субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней, других налогоплательщиков — 10 рабочих дней (ст.82.2 НКУ).

Продление сроков проведения документальной внеплановой проверки возможно по решению руководителя органа государственной налоговой службы не более чем на 10 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, относительно субъектов малого предпринимательства — не более 2 рабочих дня, других налогоплательщиков — не более чем на 5 рабочих дней.

Результаты проверок (кроме камеральных) оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами органа государственной налоговой службы и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае установления в ходе проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

Акт (справка), составленный по результатам проверки и подписанный должностными лицами, проводившими проверку, в сроки, определенные НКУ, предоставляется налогоплательщику или его законному представителю, который обязан его подписать. Акт (справка) документальной внеплановой проверки составляется в двух экземплярах.

Срок составления акта (справки) о результатах проверки не засчитывается в срок проведения проверки, установленного настоящим Кодексом (с учетом его продления).

В случае несогласия налогоплательщика с выводами акта такой плательщик обязан подписать такой акт проверки с замечаниями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта или отдельно в сроки, предусмотренные НКУ.

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта (справки) должностными лицами органа государственной налоговой службы составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах выездной плановой или внеплановой документальной проверки в день его подписания или отказа от подписания вручается или направляется налогоплательщику или его законному представителю.

Отказ налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта проверки или получение его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные органом государственной налоговой службы по результатам проверки денежные обязательства.

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от получения экземпляра акта или справки о результатах проверки или невозможности его вручения и подписания в связи с отсутствием налогоплательщика или его законных представителей по местонахождению такой акт или справка направляется налогоплательщику в порядке, определенном статьей 58 НКУ для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. В указанных в этом абзаце случаях органом государственной налоговой службы составляется соответствующий акт.

Отказ налогоплательщика или его законных представителей или лица, которое осуществляло расчетные операции, от подписания акта проверки или получение его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные органом государственной налоговой службы по результатам проверки денежные обязательства.

В случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в орган государственной налоговой службы по основному месту учета такого налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются органом государственной налоговой службы в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы в ходе проверки и указанные в замечаниях), и налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном статьей 58 НКУ для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и / или представитель) имеет право участвовать в рассмотрении возражений, о чем такой налогоплательщик указывает в возражениях.

В случае если налогоплательщик изъявил желание принять участие в рассмотрении его возражений к акту проверки, орган государственной налоговой службы обязан сообщить такого налогоплательщика о месте и времени проведения такого рассмотрения. Такое уведомление направляется налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее чем за два рабочих дня до дня их рассмотрения.

Участие руководителя соответствующего органа государственной налоговой службы (или уполномоченного им представителя) в рассмотрении возражений налогоплательщика к акту проверки является обязательным. Такие возражения является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Решение об определении денежных обязательств принимается руководителем органа государственной налоговой службы (или его заместителем) с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика (в случае их наличия). Налогоплательщик или его законный представитель может присутствовать при принятии такого решения.

Налоговое уведомление-решение принимается руководителем налогового органа (его заместителем) в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки в порядке, предусмотренном статьей 58 НКУ, для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений (по результатам фактической проверки — со дня регистрации (поступления) акта такой проверки в орган государственной налоговой службы по основному месту учета налогоплательщика), а при наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки принимается с учетом заключения о результатах рассмотрения возражений к акту проверки — в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику.

Старший юрист ЧП «Юридический партнер» Джаноян Л.А.

 

Author: admin

Добавить комментарий